Тренинг
преодоления конфликтов
Конфликты являются частью повседневной жизни. Каждый день средства массовой информации сообщают о различных конфликтах. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт.
Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. Более того, по словам известного специалиста в области переговоров Р. Фишера, чем более разнообразным становится мир, тем с большим числом ситуаций противоречий в интересах приходится сталкиваться.
Другой американский исследователь М. Дойч подчеркивал, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, ведет к его развитию, стимулирует поиск решения проблем и т.д. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит дело до насилия.
Из сказанного следует, что конфликты имеют не только отрицательные функции, связанные с опасностью их разрастания, переходом к насильственным формам разрешения и т.п., но и положительные. Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что конфликты и согласие представляют собой две стороны одной медали, поэтому «общество без конфликтов — это мертвое общество»
Вопрос заключается в том, как разрешать конфликты. Имеется три типа установок или подходов к урегулированию конфликта:
— одна из сторон (или все стороны) стремится одержать победу (односторонние действия);
-участник (участники) конфликта игнорирует его наличие и бездействует (односторонние действия);
— с помощью третьей стороны или без нее участники обсуждают проблему, которая вызвала конфликт, с тем чтобы найти взаимоприемлемое решение (совместные действия)
Таким образом, цель урегулирования конфликтов заключается не в том, чтобы «ликвидировать или не заметить конфликт» а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.
Возможны разные способы изменения восприятия участников конфликта. Прежде всего, они связаны с детальным анализом интересов сторон. Сам по себе такой анализ способствует корректировке образа. Для этих целей используются имитационные игры, предполагающие воспроизведение дискуссии, переговоров, направленных на поиск решения проблемы. Участие в игре с позиции противоположной стороны позволяет лучше понять ее точку зрения, аргументы, а значит, и легче найти возможные варианты решения проблем. Кроме того, для повышения степени адекватности образов часто прибегают к помощи посредника, который может выступать в роли своеобразного «интерпретатора» поведения и восприятия участников конфликта.
Одной из распространенных форм профилактики и разрешения конфликтов является тренинг преодоления конфликтов.
Цель тренинга — предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи тренинга:
— обучение методам нахождения решений в конфликтных ситуациях;
— развитие навыков не предвзятого оценивания конфликтных ситуаций;
— снятие конфликтности в личностно-эмоциональной сфере;
— сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники представляют коллектив), развитие умений и навыков командного взаимодействия.
Тренинг рассчитан на 4 занятия по 3 часа (общая продолжительность — 12 часов).
|