Залогом успешного обучения ребенка является гармоничное сочетание следующих компонентов:
- Мотивация к обучению. Знания тогда усваиваются прочно, когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие, остается в памяти навсегда.
Занятия следует проводить в игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться.
- Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки. Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у ребенка правильное отношение к собственным неудачам, научить его не бояться ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое дело ему по плечу.
Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников и младших школьников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно
- Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле непосредственные желания. Ребенку трудно привыкнуть к школьной жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время, когда, может быть, хочется поиграть или помечтать
Обучение навыкам самоконтроля, игры с правилами способствуют развитию у детей умения контролировать свое поведение.
- Познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний. Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник вооружен «отточенными» инструментами познания.
В планы наших занятий должны быть включены игры, развивающие произвольное внимание, зрительную и слуховую память, опосредованное запоминание, целостность восприятия, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, фантазию и воображение.
На занятиях у детей формируются элементы познавательной деятельности: основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к саморегуляции поведения.
- После каждого занятия для родителей нужно проводить консультации, на которых они узнают, что делал ребенок на занятии, для чего он это делал, на развитие каких познавательных процессов были направлены упражнения, каких успехов добился ребенок. Родители могут задавать вопросы, которые их интересуют, и получать своевременный ответ, который полезен и важен именно здесь и сейчас, а не когда-то потом.
Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме:
- один раз в неделю по 2 часа; или
- два раза в неделю по 1 часу.
Для достижения видимого эффекта минимальная продолжительность – 6 месяцев.
|